Мисюткина Н. В.


НОД "Невидимка - воздух"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №153»

Коминтерновского района

г.Воронежа


НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в старшей  группе

Тема: «Невидимка - воздух»


Подготовил: Мисюткина Н.В.

воспитатель гр.№4



Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства    воздух.

​​​​​​​Программные задачи: 

  • формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ;
  • закреплять интерес к экспериментированию, к исследовательской деятельности;       воспитывать желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Демонстрационный материал: оборудования для опытно-экспериментальной деятельности с воздухом, мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: полиэтиленовые мешки; стаканы с водой, коктейльные трубки; мыльные пузыри; воздушные шары, острые палочки, веера.

Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром. Беседа о безопасном поведении с острыми предметами. Заучивание  стихотворений, отгадывание загадок.

Интеграция образовательной деятельности:

  • социально-коммуникативное развитие.
  • познавательное развитие.
  • речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая,познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты: учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.



- Ребята, давайте вспомним, что такое живая природа?

                 (Мир живой природы - это растения, животные,                                                                                                                                       насекомые, птицы, рыбы.) (показывает картинки)  

-Без чего не может существовать живая природа?

                        (Живая природа не может существовать без воздуха, без воды, без солнца, без питания.)

 - Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.

- А теперь вспомним ,что относится к неживой природе?

                    (Неживая природа - это всё что нас окружает: звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.) (показывае картинки)                                       

-Неживая природа-это всё то, что не растёт, не дышит, не развивается, она не может жить без неживой природы.

- Спасибо ребятам за сообщение.

(раздаётся стук в дверь)

Винни-Пух: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

-  Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает Винни-Пух).

-Здравствуй, Винни-Пух!  Как ты к нам попал?

Винни-Пух: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! 

(Лопаются три шара, выпадают  записки)

Винни-Пух загадывает загадки.

                        Ветки ломает –

                       Пыль поднимает.

                       Слышишь его,

                       Но не видишь его.

                                               (Воздух)

                       Ты без него не сможешь жить

                       Ни есть, ни пить, ни говорить.

                       И даже, честно говоря,

                       Разжечь не сможешь ты огня.

                                                    (Воздух)

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

-Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

                   (Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.)

-Каким должен быть воздух?

                       (Чистым, без пыли и грязи.)

Винни-Пух:Ой,ребята,как у вас здесь интересно. Можно мне остаться?

- Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Винни-Пух: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

- Погоди, я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Винни-Пух : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

- Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем, что воздух действительно есть.

-Как мы можем это сделать?

                            (Провести опыты.)

-А где мы можем проводить опыты?

                             (На улице, в помещении, на природе.)

-Да, ребята, опыты можно проводить везде. Но есть специальные лаборатории где проводят эксперименты.

Лаборатория-это помещение, в котором проводятся исследования, анализы и эксперименты, на специальном оборудовании . В лабораториях разрабатываются и тестируются современные материалы и разнообразные новые продукты – например, парфюмерия, косметика. В таких исследованиях используются специальные приборы, оборудование и посуда.  Работа в лабораториях требует аккуратности и строгого соблюдения правил гигиены. Поэтому учёным приходится проводить эксперименты в специальной одежде (халатах, комбинезонах), использовать перчатки, маски, для защиты людей от вредных последствий .

-Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые .

(дети переходят за столы)

Опыт №1 «Как поймать воздух».

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

-Что произошло с пакетами?

                                    (Они надулись.)

-Что в них находится?

                                    (Воздух.)

- Вы его видите?

                                     (Нет.)

-Какой он?

                                     (Бесцветный.)

Винни-Пух: Я уверен, что там ничего нет!

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к Винни-Пуху).

Винни-Пух: Я его не вижу, но чувствую.

-  Молодец, Винни-Пух! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Опыт № 2 « Воздух внутри человека»

- Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?

                              (Пузыри.)

 -Что выходит из воды с пузырями?

                                (Воздух.)

 -Откуда он берется?

                                  (Он находится внутри нас.)

-Почему он поднимается на верх?

                                   (Он лёгкий.)

- Потому, что воздух легче воды.

-Ребята, Винни-Пух!  У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

-Что это?

                                   (Мыльные пузыри.)

-  Давайте немного поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри».

-Ребята, почему у одних детей пузыри большие?-

                                  ( Значит, в них много воздуха вдохнули.)

-А у других почему маленькие?

                                   (Потому что в них мало воздуха.)

-А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

-Как вы думаете, воздух имеет вес?

Винни-Пух: Конечно, нет!

- Давайте проверим.

Опыт №3 «Имеет ли воздух вес?»

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

-Что у меня в руках?

                                     (Воздушный шар.)

 -Почему он так называется?

                                    (Его надули воздухом.)

-У меня два одинаковых воздушных шара и весы. Их можно сделать самим, из веревочки и палочки (показывает весы).

-С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

-Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

-Что произошло?

                                     (Шар лопнул и поднялся вверх.)

 -Какой можно сделать вывод?

                                      (Шар с воздухом имеет вес.)

-Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Винни-Пух: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

-Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

                                         (Нет.)

-Скажи, Винни-Пух, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Винни-Пух: Меня ветер принес.

 -Ребята, а давайте мы  сделаем ветер сами, ведь ветер это движение воздуха.

В нашей лаборатории мы приведём воздух в движение.

Опыт №4 «Движение воздуха»

-Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

                                     (Ветерок.)

-А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали?

                                      (Ветерок.)

-Ребята, давайте послушаем стихи о воздухе.


                                   Он – прозрачный невидимка,

                                   Лёгкий и бесцветный газ.

                                   Невесомою косынкой он окутывает нас.


                                   Он в лесу густой, душистый,

                                   Как целительный настой.

                                   Пахнет свежестью смолистой,

                                   Пахнет дубом и сосной.


                                   Летом он бывает тёплым,

                                   Веет холодом зимой.

                                   Когда иней лёг на стёкла

                                   Пышной белой бахромой.


                                   Мы его не замечаем,

                                   Мы о нём не говорим.

                                   Просто мы его вдыхаем –

                                   Он ведь нам необходим.



-Мы с вами много узнали о воздухе, но, главное, что без воздуха человек жить не может.

-Ребята, а давайте вместе с нашими гостями проведём ещё один опыт. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

-Почему вы убрали руку и открыли рот?

                                      (Что бы дышать.)

- Чего вам не хватало?

                                        (Воздуха.)

- Хорошо вам было без воздуха?

                                         (Плохо.)

- Мы  с вами хорошо поработали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.

-Давайте вспомним  все, о чем мы говорили .

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом.

Винни-Пух: Спасибо вам ребята за такие интересные сообщения. Теперь я самый умный на свете!

- Приходи к нам обязательно еще.

Винни-Пух: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!